Как сделать так, чтобы наши дети стали умнее?

[05.12.2000]
Назад
Источник http://parent.fio.ru/news.php?n=1738&c=1003

Все мы хотим, чтобы наши дети были умными, чтобы они хорошо учились, чтобы в детском саду их хвалили воспитатели, а в школе - учителя. Кажется, мы делаем все для этого: покупаем им умные книжки, устраиваем в хорошие школы, развиваем, знакомим с разными сторонами жизни. А если наши усилия оказываются тщетными, ребенок не становится умным и интеллектуальным, получает одни "двойки", мы, в конце концов, утешая себя, говорим, что, видимо, все дело в генах - "ну не способен он к математике и все тут!"

Но, оказывается, существуют некоторые факторы, влияющие на развитие интеллекта детей. И эти факторы совсем не связаны с "плохими" генами.
Так, например, известно, что на интеллект человека влияют некоторые факторы семейной конфигурации - порядок рождения, количество братьев и сестер, промежуток между рождениями детей, возраст родителей.

Оказывается, чем старше родители при рождении ребенка, тем выше его интеллектуальные показатели. Самые высокие показатели IQ (показателя интеллектуального уровня) имеют обычно первые дети в семье, затем показатели уменьшаются.

Разница в возрасте между детьми также влияет на их интеллект - исследования показали, что для нормального интеллектуального развития детей перерыв между их рождениями должен быть не менее 3-х лет. Иначе, если специально не заниматься речевым и интеллектуальным развитием детей, они будут оказывать негативное влияние на развитие друг друга.

Американский психолог М. Сторфер в своей книге "Интеллект и одаренность" приводит пример исследования биографий 64 выдающихся американских ученых. Оказалось, что 61% из них были первенцами в семье. Если же это был не первый ребенок, то разница в возрасте между ним и его старшим братом или сестрой была в среднем 5 лет. В момент рождения детей их отцам было больше 35 лет, а матерям было, в среднем, 30 лет. В раннем детстве эти выдающиеся личности владели практически полным родительским вниманием, не делимым ни с кем. Если же в семье уже были старшие дети (старше, в среднем, на 5 лет), то эти дети были для младших дополнительным источником знаний. Если в семье были младшие дети, то будущие великие ученые, общаясь с ними, получали определенную выгоду - обучая более младших тем или иным навыкам, служа им примером, они обучались сами, кроме того, от них, как от старших, ожидали большей зрелости, и они раньше взрослели.

Сторфер пришел к выводу, что возраст родителей определяет не только количество, но и качество их внимания к детям - ведь более зрелые родители в большей степени способны подчинить свои собственные нужды заботе о детях, они более последовательны, более терпеливы, более ориентированы на детей, что, несомненно, сказывается на умственном развитии детей.

Условия жизни ребенка, особенно в ранний период его развития, также влияют на его интеллектуальное развитие. Прежде всего, считает Сторфер, важную роль играют особенности взаимоотношения детей с матерью.

Почему дети-первенцы имеют более высокие интеллектуальные показатели, по сравнению с другими детьми? Оказывается, они в самом раннем детстве обычно получают больше материнского внимания, чем последующие дети. С первенцами матери чаще разговаривают, улыбаются, играют с ними, их больше держат на руках, укачивают. В ответ первенцы, по сравнению с другими детьми, более жизнерадостные, более улыбчивые, более любознательные, больше времени играют самостоятельно с игрушками.

После года дети-первенцы также получают больше внимания со стороны родителей - им больше читают, рассказывают сказки, играют с ними. С последующими детьми матери занимаются меньше, для того, чтобы занять их, чаще используют телевизор, или предоставляют их самим себе.

Очень важными для интеллектуального развития детей оказываются и такие факторы, которые кажутся, на первый взгляд, несущественными. Так, положительную роль в стимулировании развития интеллекта ребенка играет умение матери вступать в зрительный контакт с ним, имитировать звуки и первые слова, произносимые малышом (это позволяет ребенку сопоставлять то, что он говорит и слышит, и корректировать свои звуки), поощрение внимания ребенка к предметам, называние предметов (например, частей тела малыша при купании).

Кроме того, оказывается, для полноценного развития интеллекта ребенка важно незамедлительно и адекватно реагировать на любые его действия, поощрять его стремления что-то сделать, больше хвалить и постараться не ругать.

Конечно, для развития интеллекта также важно обеспечить высокую интеллектуальную и культурную среду, - у детей не только должны быть разнообразные развивающие игрушки, яркие книжки, и др., но и возможность обучиться использовать эти предметы для своего развития.

Детские игрушки должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть безопасными. Но кроме этого, они должны выполнять свое предназначение - развлекать и развивать ребенка. Игрушки должны быть самыми разнообразными по форме, цвету, размеру. Они не обязательно должны быть дорогими и технически сложными, они могут быть совершенно простыми, до допускающими различные варианты действий с ними.

Для детей раннего возраста очень хороши матрешки, пирамидки, кубики. Используя их, ребенок познает окружающий мир - свойства разных предметов и материалов, их соотношение, взаимодействие. Игрушек не должно сразу быть много, иначе они перестают привлекать внимание ребенка. Лучше их периодически менять. Часто родители ошибочно предполагают, что дети сами найдут способ заниматься с игрушками. На самом деле очень важно учить их играть, показывая те или иные свойства предметов, возможности, которые они предоставляют. Так, например, простая песочная формочка может быть и миской, и домом, и бассейном для куклы - пупса, в зависимости от фантазии ребенка.

[ Надежда Зырянова ]

Назад

Copyright © 2002 "КиМ"



Hosted by uCoz