Все мы хотим, чтобы наши дети
были умными, чтобы они хорошо учились,
чтобы в детском саду их хвалили
воспитатели, а в школе - учителя. Кажется,
мы делаем все для этого: покупаем им
умные книжки, устраиваем в хорошие школы,
развиваем, знакомим с разными сторонами
жизни. А если наши усилия оказываются
тщетными, ребенок не становится умным и
интеллектуальным, получает одни "двойки",
мы, в конце концов, утешая себя, говорим,
что, видимо, все дело в генах - "ну не
способен он к математике и все тут!"
Но, оказывается, существуют некоторые
факторы, влияющие на развитие
интеллекта детей. И эти факторы совсем
не связаны с "плохими" генами.
Так, например, известно, что на интеллект
человека влияют некоторые факторы
семейной конфигурации - порядок
рождения, количество братьев и сестер,
промежуток между рождениями детей,
возраст родителей.
Оказывается, чем старше родители при
рождении ребенка, тем выше его
интеллектуальные показатели. Самые
высокие показатели IQ (показателя
интеллектуального уровня) имеют обычно
первые дети в семье, затем показатели
уменьшаются.
Разница в возрасте между детьми также
влияет на их интеллект - исследования
показали, что для нормального
интеллектуального развития детей
перерыв между их рождениями должен быть
не менее 3-х лет. Иначе, если специально
не заниматься речевым и
интеллектуальным развитием детей, они
будут оказывать негативное влияние на
развитие друг друга.
Американский психолог М. Сторфер в своей
книге "Интеллект и одаренность"
приводит пример исследования биографий
64 выдающихся американских ученых.
Оказалось, что 61% из них были первенцами
в семье. Если же это был не первый
ребенок, то разница в возрасте между ним
и его старшим братом или сестрой была в
среднем 5 лет. В момент рождения детей их
отцам было больше 35 лет, а матерям было, в
среднем, 30 лет. В раннем детстве эти
выдающиеся личности владели
практически полным родительским
вниманием, не делимым ни с кем. Если же в
семье уже были старшие дети (старше, в
среднем, на 5 лет), то эти дети были для
младших дополнительным источником
знаний. Если в семье были младшие дети,
то будущие великие ученые, общаясь с
ними, получали определенную выгоду -
обучая более младших тем или иным
навыкам, служа им примером, они
обучались сами, кроме того, от них, как от
старших, ожидали большей зрелости, и они
раньше взрослели.
Сторфер пришел к выводу, что возраст
родителей определяет не только
количество, но и качество их внимания к
детям - ведь более зрелые родители в
большей степени способны подчинить свои
собственные нужды заботе о детях, они
более последовательны, более терпеливы,
более ориентированы на детей, что,
несомненно, сказывается на умственном
развитии детей.
Условия жизни ребенка, особенно в ранний
период его развития, также влияют на его
интеллектуальное развитие. Прежде всего,
считает Сторфер, важную роль играют
особенности взаимоотношения детей с
матерью.
Почему дети-первенцы имеют более
высокие интеллектуальные показатели, по
сравнению с другими детьми? Оказывается,
они в самом раннем детстве обычно
получают больше материнского внимания,
чем последующие дети. С первенцами
матери чаще разговаривают, улыбаются,
играют с ними, их больше держат на руках,
укачивают. В ответ первенцы, по
сравнению с другими детьми, более
жизнерадостные, более улыбчивые, более
любознательные, больше времени играют
самостоятельно с игрушками.
После года дети-первенцы также получают
больше внимания со стороны родителей -
им больше читают, рассказывают сказки,
играют с ними. С последующими детьми
матери занимаются меньше, для того,
чтобы занять их, чаще используют
телевизор, или предоставляют их самим
себе.
Очень важными для интеллектуального
развития детей оказываются и такие
факторы, которые кажутся, на первый
взгляд, несущественными. Так,
положительную роль в стимулировании
развития интеллекта ребенка играет
умение матери вступать в зрительный
контакт с ним, имитировать звуки и
первые слова, произносимые малышом (это
позволяет ребенку сопоставлять то, что
он говорит и слышит, и корректировать
свои звуки), поощрение внимания ребенка
к предметам, называние предметов (например,
частей тела малыша при купании).
Кроме того, оказывается, для
полноценного развития интеллекта
ребенка важно незамедлительно и
адекватно реагировать на любые его
действия, поощрять его стремления что-то
сделать, больше хвалить и постараться не
ругать.
Конечно, для развития интеллекта также
важно обеспечить высокую
интеллектуальную и культурную среду, - у
детей не только должны быть
разнообразные развивающие игрушки,
яркие книжки, и др., но и возможность
обучиться использовать эти предметы для
своего развития.
Детские игрушки должны отвечать
определенным требованиям. Прежде всего,
они должны быть безопасными. Но кроме
этого, они должны выполнять свое
предназначение - развлекать и развивать
ребенка. Игрушки должны быть самыми
разнообразными по форме, цвету, размеру.
Они не обязательно должны быть дорогими
и технически сложными, они могут быть
совершенно простыми, до допускающими
различные варианты действий с ними.
Для детей раннего возраста очень хороши
матрешки, пирамидки, кубики. Используя
их, ребенок познает окружающий мир -
свойства разных предметов и материалов,
их соотношение, взаимодействие. Игрушек
не должно сразу быть много, иначе они
перестают привлекать внимание ребенка.
Лучше их периодически менять. Часто
родители ошибочно предполагают, что
дети сами найдут способ заниматься с
игрушками. На самом деле очень важно
учить их играть, показывая те или иные
свойства предметов, возможности,
которые они предоставляют. Так, например,
простая песочная формочка может быть и
миской, и домом, и бассейном для куклы -
пупса, в зависимости от фантазии ребенка.
[ Надежда Зырянова
]
|